• Главная
  • КТЖ пересматривает тарифы на 2026–2030 годы: чего ждать бизнесу и потребителям
Новости компаний
16:30, Сегодня

КТЖ пересматривает тарифы на 2026–2030 годы: чего ждать бизнесу и потребителям

Новости компаний
КТЖ пересматривает тарифы на 2026–2030 годы: чего ждать бизнесу и потребителям

АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» планирует поэтапно повысить тарифы на услуги магистральной перевозки в 2026–2030 годах, объясняя это необходимостью модернизации и обеспечения инвестиций. Бизнес поддерживает идею, но требует: новые расчеты должны быть справедливыми и учитывать интересы всех сторон. Компромисс предстоит найти к концу марта 2026 года.

КТЖ предлагает корректировку тарифов: основной рост, порядка 38%, запланирован уже в 2026 году. Если предложения компании утвердят, больше всего подорожают перевозки массовых грузов - угля примерно на 90%, зерна - почти на 69%, железной руды - на 71%, химических и минеральных удобрений, цветной руды - на 84%, а порожнего пробега - на 63%. Также КТЖ предлагает закрепить возможность в будущем корректировать тарифы до трех раз от первоначальной ставки.

В компании аргументируют пересмотр тем, что действующие тарифы не покрывают себестоимость услуг и не позволяют обеспечивать необходимый объем инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры. По данным КТЖ, около 72% грузоперевозок идут ниже себестоимости, а пассажирские маршруты фактически субсидируются за счет транзита. Дополнительную нагрузку на бюджет перевозчика создают крупные инфраструктурные проекты, среди которых строительство железнодорожных линий «Мойынты - Кызылжар», «Дарбаза - Мактаарал», «Алтынколь - Жетыген», «Бахты - Аягоз» и других.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» признает необходимость модернизации, но настаивает на ясных правилах и участии представителей бизнеса в разработке новой методологии тарифов. Представители палаты подчеркивают: это позволит избежать перекладывания внутренних неэффективностей КТЖ на плечи потребителей. В палате предлагают параллельно работать над повышением операционной эффективности КТЖ – оптимизацией расходов, перераспределением финансовых потоков, внедрением современных методов управления и сокращением простоев.

В «Атамекен» предупреждают о возможных последствиях для стратегических отраслей: подорожание логистики ударит по сельскому хозяйству, горно-металлургическому комплексу, химии и энергетике. Рост расходов на перевозку сырья и продукции может снизить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и привести к повышению конечных цен для потребителей, в том числе на продукты питания и коммунальные услуги.

Экономист Ануар Нуртазин отмечает, что потребность в инвестициях в железную дорогу объективна, но с другой стороны – это мгновенное увеличение себестоимости в самых стратегических отраслях с дальнейшей накруткой инфляционной спирали. Он предлагает сочетать источники финансирования: выпуск облигаций, инфраструктурные займы, механизмы государственно-частного партнерства. По его словам, тариф должен оставаться посильным для бизнеса и граждан, при этом инвестиции должны давать ощутимый эффект: снижение простоев, рост пропускной способности и улучшение сервиса.

Ануар Нуртазин также подчеркивает важность дифференцированной и прозрачной тарифной модели, где рост эффективности опережает рост тарифов. Экономист уверен, что сейчас не время дополнительно нагружать бизнес тарифами, так как эту нагрузку он перекладывает на население.

«В этом году высокая ставка Национального банка и дорогая базовая инфраструктура, а в следующем ожидается рост цен на бензин и возможная нехватка дизеля и топлива из-за ситуации в Восточной Европе и выхода из строя российских перерабатывающих нефтехимических комплексов. Плюс происходят изменения в Налоговом кодексе. Несколько сложных факторов совпадают в один период, и их необходимо учесть, чтобы не создавать дополнительного напряжения в экономике и общественно-политической ситуации», – заключает эксперт.

Окончательные решения по тарифам будут приняты к концу марта 2026 года. До этого времени есть возможность детально проработать варианты, минимизировать риски для отраслей и населения и заложить механизмы, которые обеспечат баланс интересов государства, бизнеса и граждан.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#КТЖ #тарифы #повышение
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Комментарии

Объявления