В основе философии суда биев было восстановительное правосудие

Фото с Tengrinews.kz

Современники царской России с уважением отзывались о казахских вершителях правосудия, которых в народе называли биями, а нынешние казахстанские правоведы, изучая виды наказаний, применяемых нашими далекими предками, находят в них сходство с сегодняшней практикой исполнения наказаний в США и ряде других развитых стран. Предлагаем «приоткрыть занавес прошлого» и узнать, каким образом обеспечивалось степное правосудие, и, что немаловажно, понять аргументацию устоев, в соответствии с которыми складывались гражданские правоотношения казахского общества времен досоветского периода.

При подготовке материала автор опиралась на статью кандидата юридических наук, доцента Ескали Саламатова «Почему у казахов не было тюрем?», опубликованную в Tengrinews.kz, также на свод законов Великой Степи «Жеті Жарғы».

В правовой системе казахского общества конца XVII– начала XVIII века преступления назывались «жаман қылық», а механизм отправления правосудия основывался не на письменных законах, а на чувстве справедливости. Свидетельством тому народные пословицы: «Әділікке жығылмайтын адам жоқ» (нет человека, не обращающегося к справедливости); «Атаңның кұлы айтса да, әділдікке басынды» (даже если сказал раб твоего отца, подчинись); «таста тамыр жоқ, биде бауыр жоқ» (у камня нет корня, у судьи нет родни).

О том, что при разрешении спора судья руководствуется голосом совести, написал в 1822 году младший чиновник особых поручений Акмолинского областного  статистического комитета Козлов И.А.:

- «Если судья решит дело неправо, отвечает Богу…потому что бий, как и всякий судья, основывающий решение дела не на писаном законе, должен решать по совести…».

А вот как охарактеризовал биев военный губернатор Тургайской области Лев Баллюзек в 1871 году:

- «Это звание в сознании народном принадлежит тем немногим, которые с природным умом и даром красноречия соединяют в себе глубокие познания в коренных обычаях народа и в исторических о них преданиях. Только совокупность этих природных способностей и приобретенных ими познаний заслуживается репутация бия.»  

Доцент Ескали Саламатов, обращаясь к рассуждениям генерал-лейтенанта Русской императорской армии Александра Гейнса, отвечает на вопрос  «почему у казахов не было тюрем?» записью этого известного этнографа XIX века: - «Для кочевого, подвижного населения энергия и быстрота действий составляют главное достоинство власти; такому населению нужна скорая и строгая расправа.»

Таким образом, в условиях кочевого образа жизни понятие «тюрьма» было чуждо нашим далеким предкам.

Ниже мы расскажем о разновидностях «айыпа» (кратный штраф), а пока обратим внимание на виды «жаман қылық» (преступлений), за которое предусматривалось наказание по принципу «кровь за кровь».

Так, бии применяли эту крайнюю меру в отношении убийц. Роль исполнителей возлагалась на род пострадавшего. Приговоренных к смертной казни умертвляли через повешение на горбе верблюда.

Потерпевшая сторона могла попросить судью заменить смертную казнь на выплату ей материального возмещения («құн»), но замена наказания осуществлялась при условии, что родственники убитого в дальнейшем не проведут над ним самосуд.

Согласно своду законов «Жеті Жарғы», за убитого человека предусматривалась выплата одной тысячей голов скота. Штраф за убийство женщины, девушки был вдвое меньше. Объяснялось тем, что мужчины, джигиты – воины, поэтому во времена бесконечных угроз и войн ценились дороже.

К разряду тяжких преступлений относилось также изнасилование, и наказание за него было равнозначным как за убийство.

Теперь, что касается размера штрафных санкций.

Айып (кратный штраф) был кратен цифре 9, а потому назывался «тоғыс». В зависимости от совершенного преступления, а также положения потерпевшего и виновного различались: бас-тоғыс (большой тоғыс) – начинался с верблюда и далее еще восемь разных видов скота; орта-тоғыс (средний) – начинался с лошади; аяқ-тоғыс (малый) – начинался с коровы или быка; тоқал-тоғыс – состоял только из баранов.

За серьезные «жаман қылық» назначался айып, состоящий из нескольких тоғыс.

Если виновный не обладал необходимым количеством скота, айып за него платили родственники, при этом  «преимуществами» обладали – близкие родственники.

Таким образом, функциями по перевоспитанию «жаман қылықовцев» занимались не тюремные надзиратели, а родня, подвергнувшаяся конфискации имущества, заработанного непосильным трудом.

Ескали Саламатов этот обычай казахов досоветского времени сравнивает с методом борьбы с коррупцией, который практикует современный Гонконг. В этом специальном административном районе Поднебесной в  случае смерти коррупционера ущерб восстанавливается за счет имущества его живых родственников, и благодаря этому виду наказания в Гонконге наблюдается очень низкий уровень коррупции.

Если нерадивый родственник не желал встать на путь исправления, и родня уже устала выплачивать за него штрафы, то его просто изгоняли из аула. Это считалось самым страшным наказанием и применялось оно также в отношении вероотступников, богохульников, и лиц, совершивших тяжкие преступления внутри общины.

- «Таких изгнанников в народе называли «кірме», их ждала голодная смерть в степи. В лучшем случае они устраивались на рабский труд в другие общины», - говорится в статье кандидата юридических наук.

Как известно, изгнание из общины проводили также славянские, кавказские народы,  цыгане.

- «Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажали на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком. Корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней вьют плетью. А дочь связывается и передается матери для наказания по ея произволу», - приводит доцент Е.Саламатов выдержку из записей ученого царской России, члена Русского географического общества Алексея Левшина.

Наши мудрые предки считали, что самым тяжелым наказанием является подвергание позору, а потому публичные наказания использовались как мера профилактики для других. И снова юрист пытается найти связь между правоприменительной практикой института суда биев с современной практикой исполнения наказания в США, где заключенных под конвоем выводят на городские уличные работы. А в ряде европейских стран на осужденных к общественным работам надевают яркие жилетки с надписью «Вернуть долг обществу».

И в завершение материала автор статьи «Почему у казахов не было тюрем?» обращает внимание, что практика материального вознаграждения лиц, сообщивших о преступлениях, не является заимствованной у западных стран. Ескали Саламатов напоминает, что согласно обычаям наших предков потерпевший от кражи обязан был дать «сүінші» (вознаграждение) лицу, указавшему на вора. Размер «сүінші» составлял не более ¼ о стоимости похищенного.

И, наконец, завершая свою публикацию, казахстанский ученый отмечает, что стержнем правовой культуры было восстановительное правосудие.

- «Философия суда биев заключалась не в возмездии, а в возмещении ущерба», - констатирует Е.Саламатов.

Суд биев
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Спорт
В Уральске на базе Дворца школьников открылся новый спортивный зал. Здесь будут заниматься акробаты и гимнасты. В городском отделе физкультуры и спорта отметили, что в этом году свои двери распахнули несколько новых спорткомплексов и залов. Возможности для занятий в них получили и дети, и взрослые. Поздравить воспитанников детско-юношеской спортшколы пришли первые руководители города и именитые мастера. В этом зале ранее готовили легкоатлетов, сейчас его п...
Происшествия
71-летний Иван Касаткин ушел из дома 13 октября и до сих пор не вернулся. Как рассказала родственница пропавшего пенсионера Людмила Щуренкова, со дня пропажи Ивана Касаткина прошла неделя. – Люди говорят, что видели его в первый день. Нам известно, что он дошел до села Подстепное. Дальше его следы теряются. Просмотрели камеры видеонаблюдения, никаких зацепок нет. Полиция говорит, что раздали ориентировки, - рассказала женщина. Напомним, 71-летний Иван Каса...
Происшествия
Среди эвакуированных девять детей. Пожар произошел 18 октября в 15.05 в одной из квартир дома №162 по улице Аманжолова. Как рассказал начальник управления снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты ДЧС ЗКО Ерлан Турегелдиев, в квартире горели личные вещи и диван. Общая площадь пожара составила шесть квадратных метров. – По лестничному маршу эвакуировано 25 человек, из них девять детей. Пожар ликвидирован в 15.46, на месте работали 11...
Общество
Уникальный случай зафиксировали в Уральском полку Национальной гвардии. Здесь срочную воинскую службу проходят братья-тройняшки из Актау, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Региональное командование "Батыс" Нацгвардии. Сообщается, что это первый такой случай, когда тройняшки пришли на службу в ряды Нацгвардии. Новобранцами оказались 18-летние братья Акарыс, Бекарыс и Жанарыс Зеккеновы. Они были призваны в ряды войск правопорядка весной этого года. Сейчас...
Общество
Необычные картины рисует юная художница из Уральска. Алине Хожантаевой всего 14-ть лет. Девочка никогда не училась в художественной школе. Карандаш в руки она взяла, когда ей было всего два года. С раннего детства школьница поражала своим умением рисовать природу и портреты известных людей. В мастерской живописи побывала и моя коллега Татьяна Рудаметова. Алина начала рисовать, когда ей было всего два года. Уже тогда ребенок поражал взрослых способностью ув...
Общество
На сегодняшний день по городу Уральску насчитывается порядка 500 дворов. В текущем году по городу благоустраиваются 11 дворовых территорий. «Проектом предусмотрены работы по устройству подъездных путей, укладка асфальтобетонного покрытия, установка детских игровых и спортивных площадок. В текущем году мы отремонтировали площадь Первого Президента, площадь им.Абая и площадь Победы. Проведено озеленение, устройство брусчатки, установка малых архитектурных фо...
Власть
В Уральске чиновнику объявили строгий выговор за подписанные акты выполненных работ на 27 миллионов тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz. Выяснилось, что ремонт двора по госпрограмме в этот момент не был завершен. В ходе заседания Совета по этике Западно-Казахстанской области было рассмотрено дело в отношении руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Уральска Жандоса Дуйсенгалиева. Представит...
Здоровье
Дежурный класс в СОШ №6 закрыли на карантин в Уральске из-за выявленного случая коронавируса у одного из учеников. Родитель одного из детей сообщила, что о закрытии класса даже было опубликовано постановление, но его не стали афишировать. Закрытие дежурного класса на карантин прокомментировали в пресс-службе Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг ЗКО. «Добрый день. Ребёнок обследован как контактный у ранее выявленного случая (деда)....
Общество
Инициативу проявило общественное объединение «Эколого-географическое общество ЗКО», которое провело акцию по сбору желудей. Экологи решили собрать желуди для того, чтобы весной высадить саженцы дуба в тех местах, где были лесные пожары. К этой доброй акции подключились волонтеры, студенты и школьники. Многие горожане с радостью откликнулись и пришли с детьми. Маленьким экологам ученые, преподаватели кафедры экологии и биологии естественно-географического ф...