18+

Правила мобильных переводов изменились в Казахстане

Нацбанк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) изменили правила мобильных переводов в Казахстане. Теперь банки обязаны блокировать переводы, если клиент в это время разговаривает по телефону. Данная мера направлена на борьбу с телефонным мошенничеством, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.

Что произошло

В Казахстане вводятся новые требования к информационной безопасности банков и микрофинансовых организаций. Соответствующее постановление утвердило правление АРРФР. Одно из ключевых нововведений — запрет на проведение переводов во время телефонного разговора.

Теперь банковское приложение будет автоматически блокировать операции с деньгами, если во время перевода на телефоне клиента активен микрофон. В случае обнаружения признаков дистанционного управления устройством приложение также будет отключать часть функций или полностью блокировать операции.

Кроме того, новые правила обязывают банки и микрофинансовые организации:

  • проводить биометрическую идентификацию при входе с нового устройства через данные, подтвержденные Центром обмена идентификационными данными или устройствами банка;
  • уведомлять клиента обо всех входах, изменениях пароля и номерах телефона;
    передавать геолокацию устройства при операциях с деньгами (по согласию клиента);
  • принудительно обновлять приложение при выявлении критичных уязвимостей;
  • раз в три года проходить внешний аудит по стандарту ISO/IEC 27001 и независимое тестирование на проникновение для оценки устойчивости систем.

Постановление также предусматривает меры по обмену информацией о киберинцидентах между банками и регулятором через автоматизированную систему, что должно ускорить реагирование на атаки.

Документ вводится в действие через десять дней после его первого официального опубликования, а основная часть изменений, касающаяся информационной безопасности банков, вступила в силу с 1 ноября 2025 года.