18+

В Уральске автомобилисты снова вышли на митинг

Как ранее уже сообщалось, сегодня – 31 января - во всех регионах республики водители автомобилей, завезенных из  стран ЕАЭС, вышли к зданиям акиматов, чтобы в очередной раз выразить свою позицию против требования о временной регистрации, сообщает корреспондент uralskcity.kz.

Следует отметить, что несогласие с временной регистрацией выражается на основании того, что данное требование главы государства Касым-Жомарта Токаева не снимает с водителей автомашин с иностранными номерами обязанности по выплате таможенных пошлин и утилизационных сборов. Проблема заключается в том, что сумма этих выплат  превышает стоимость самого автомобиля, и хотя президент отсрочил срок постановки автомобилей на казахстанский учет  до марта 2021 года, люди и через год не смогут ее заплатить.

- «В прошлом году я пригнал автомобиль из Армении марки «Хонда», приобрел ее за 3 миллиона тенге.  Растаможку прошел в Армении, Грузии, как и было предусмотрено в рамках действия Таможенного Союза. Теперь за регистрацию автомобиля в Казахстане я должен заплатить таможенную пошлину в размере 2,5 миллиона тенге, плюс утилизационные сборы – 1,5 миллиона тенге. Таким образом, автомобиль мне обойдется в 7 миллионов тенге», - рассказывает житель города Ерболат Мусагалиев.

К тому же, по словам мужчины, когда он приобретал своего железного друга, автомобилю уже было 9 лет. В этом году – 10 лет, и по техническому регламенту транспортное средство уже не проходит. Е.Мусагалиев не понимает – «за что он должен платить?», при этом обращает внимание, что таких автомобилистов много.

Участники митинга подчеркивают, что у них нет возможности покупать автомобили в казахстанских автосалонах, даже если они реализуются по низким процентным ставкам. У многих сегодня нет постоянного источника дохода, а у кого и есть, то заработная плата не позволяет оформить кредит.

Было высказано также мнение, что японские автомобили, завезенные из стран ЕАЭС, хотя и приобретались в состоянии «б/у», служат намного дольше, нежели автомашины,  предлагаемые казахстанскими автодилерами. Таким образом, японские «Honda», «Toyota» не только приобретались по цене, которая была посильна нашим гражданам, но и за год-два  проезда по нашим дорогам не доставили своим новым владельцам особых проблем.

- «Не понимаю, почему, приобретая автомобили на вполне легальных основаниях, уплатив необходимые таможенные пошлины по ставкам Таможенного Союза, мы – граждане Казахстана сегодня оказались в ситуации, когда за автомобиль нужно внести сумму, превышающую цену, которая была уплачена при его приобретении?

Правительство Армении дало своим гражданам заработать на продаже автомашин, так почему наше государство не пойдет на уступки, а выдвигает условия, которые людям непосильны?», - высказал недоумение другой участник митинга Александр (не захотел называть фамилию).

Митингующие подготовили петицию, в которой просят Президента, Правительство нашей страны объявить для них  разовую амнистию, в рамках которой завезенные до 1 января 2020 года автомобили из стран ЕАЭС будут поставлены на регистрационный учет Казахстана без предъявления требования об уплате таможенных пошлин и утилизационных сборов.

Подписав петицию, собравшиеся отправились в акимат г.Уральска, где их встретил заместитель акима города Бакытжан Нарымбетов, начальник управления административной полиции областного департамента полиции Жанбулат Жаншин, руководитель управления таможенного оформления областного департамента государственных доходов Кайрат Кенжегужин.

Представитель налогового органа разъяснил, что в ЕАЭС действует технический регламент, в котором нет норм года выпуска транспортного средства. Есть определенные параметры, которым должно соответствовать транспортное средство: фронтальная подушка безопасности, крепление для детских кресел, дневные ходовые огни, кнопка SOS.

- «Автомашины, у которых этого нет, не подлежат техническому регламенту», -  заключил К.Кенжегужин.

В свою очередь, участники протестной акции заметили, что у российских автомобилей марок «Нива», «УАЗ», отсутствуют подушки безопасности, следовательно, они не подпадают под требования технического регламента. Но, несмотря на это, автомобили свободно продаются в казахстанских автосалонах.

- «Почему за утилизационный сбор такая большая сумма – от трех лет 1,3 миллиона тенге, ведь в конструкции автотранспорта ничего не меняется: тот же двигатель, кузов и колеса. И есть ли в Казахстане завод по утилизации авто? Куда уходят эти средства?», - задались вопросами митингующие.

Напомним, что протестные акции на несогласие с временной регистрацией сегодня прошли во всех регионах республики. Время покажет, поспособствует ли настроение владельцев зарубежных авто на дальнейшее принятие решения «в верхах», но, как считают гости «ZonaKZ»,  компромиссное решение, все же возможно.

Обращаем внимание, что с учетом сокращения интервью,  записанное ведущей студии «ZonaKZ» Лилии Игликовой с А.Алибаевым,   доводим до читателей основную мысль спикера. Следовательно, стиль изложения речи частично изменен.

Айдар Алибаев, заместитель председателя партии ОСДП, экономист:

- Да, я соглашусь с тем, что водителей предупреждали о необходимости в прохождении растаможки, но, тем не менее, просто озвучивая эту информацию, власти ничего не предпринимали. По  какой-то непонятной причине они позволяли на протяжении почти пяти лет беспрепятственно завозить машины.

Видя, что ничего не происходит, наши граждане завозили автомобили из России, Армении, Белоруссии, Кыргызстана, а сейчас, когда оказались в положении, когда от них требуют выплатить сумму, превышающую стоимость самой машины либо вывезти транспортное средство за территорию страны, выходят на митинги. Да, они проявили беспечность, но, в конце концов, предвидеть такие ситуации, предпринять меры по их недопущению, это, все же, дело властей.

В результате, получили то, что имеем. Я считаю, что к сложившейся ситуации нужно подойти с пониманием. На мой взгляд, решение должно быть таким: для водителей, которые завезли автомобили до 1 января 2020 года, существенно снизить  таможенные пошлины и утилизационные сборы, скажем до 5-7 %. А уже для тех, кто завозит с этого года, выработать четкие правила. Необходимо тщательно все продумать и в дальнейшем не допускать подобных ситуаций.

Это ведь не первая ситуация, когда в результате недальновидности наших чиновников мы получаем социальное недовольство. Вспомните историю с праворульными машинами, когда на протяжении многих лет они спокойно завозились, а когда уже эти автомашины были у половины наших соотечественников, вышел запрет на них.

Люди стали возмущаться, и государство пошло на компромисс: тем, у кого эти машины уже были, разрешили на них ездить, но ввели запрет на последующий ввоз праворульных автомобилей.

Нынешняя ситуация – это очередной «косяк» власти, и нужно исправить его быстро и в интересах людей.

Эдуард Полетаев – политолог (выдержка из интервью, изложение в оригинале):

- Армения экстренно вступила в ЕАЭС, и поскольку они не успели подогнать свое законодательство под требования ЕАЭС, для нее сделали льготный период. Этим воспользовался и армянский бизнес и наши автомобилисты.

Для Армении льготный период закончился 1 января 2020 года, а это значит, что все таможенные пошлины, сборы приведены в соответствии с единой ставкой таможенных пошлин и сборов ЕАЭС. А это значит, что будут такими же высокими как в странах ЕАЭС. Есть правовая коллизия.

ЕАЭС – имеет приоритет над национальным законодательством, но страны-участницы Союза не хотят, чтобы их законодательство игнорировалось, и требуют постановки автомобилей на учет в соответствии с национальным законодательством. Что здесь в приоритете, пока не понятно. Проблема серьезная. Многие юристы, оценивая ситуацию, начинают ссылаться на законодательство Таможенного Союза, ЕАЭС. Другие, напротив, считают, что в приоритете должно быть национальное законодательство. С точки зрения государства, транспортной безопасности, стремлению сокращения ДТП на дорогах, действительно, с этими автомобилями нужно что-то делать. Другое дело – куда их девать? Рынки для них уже закрыты, назад  их возвращать – это большие транспортные расходы. В Армении и так перебор завезенных авто. Разве что на запасные части их продавать либо продавать в те страны, где они еще могут еще передвигаться. В Российской Федерации для них пока жестких запретительных мер еще нет, но ходят слухи, что и Россия последует нашему примеру.

Сборы автомобилистов на площадях ситуацию с постановкой на регистрационный учет в Казахстан отодвинули. Но будет ли она полностью решена?

Государство часто шло на уступки, думаю, и сейчас нужно пойти навстречу гражданам. Для многих казахстанских семей автомобиль является кормильцем на четырех колесах. При этом следует учитывать, что сегодня для многих наших соотечественников покупка автомобиля – это дорого.

Нужно искать компромиссы:  если не прощать полностью таможенные пошлины и утилизационные сборы, то хотя бы снизить проценты. Или сохранить размер таможенных пошлин на автомобили, где объем двигателя превышает определенный возрастной порог.

Вопрос необходимо решать в соответствии с концепцией слышащего государства, т.е. чиновники должны услышать граждан, пойти им навстречу.